Роспись хохломой по деревянной мебели

Мастер-класс по росписи деревянных изделий «Хохломская роспись»

Ольга Плетнева
Мастер-класс по росписи деревянных изделий «Хохломская роспись»

Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мастер-класс по росписи деревянных изделий хохломской росписью. Я ни когда не занималась росписью деревянных изделий, но сдавая экзамен по художественно-эстетическому развитию в университете /я студентка 5 курса/, впервые попробовала это сделать. И скажу вам честно, поняла, что ни чего не возможного нет.

Для росписи мы будем использовать четыре цвета:

Красный — красота, то, что наполнено жизнью. Это цвет страсти, любви, плодородия;

Золото — солнце, цвет икон русских, жизни, богатства духовного;

Зеленый — цвет продолжения жизни;

Черный — «мать сыра земля» — используется как подложка.

Также для росписи будем использовать самые простые элементы:

«Главный» в хохломской росписи — трехлистник /»древо жизни»/ — разукрашивается золотым цветом, а прожилки рисуются черным цветом.

«Символ плодородия»плоды, ягоды /малинка, клубничка, смородинка/ — рисуется методом «тычка» ватными палочками.

«Символ процветания»цветы.

Для работы нам понадобятся следующие материалы:

— краски акриловые /золото, черная, красная, зеленая/;

— досточка деревянная, деревянная ложка и др. ;

— тонкая кисточка, ватные палочки, зубочистки, влажные салфетки, а также простой карандаш, ластик.

Ход работы:

1. Простым карандашом делаем окантовку и наносим рисунок на деревянное изделие /соблюдая симметрию/, стараясь, чтобы все пространство было заполнено рисунком (иначе будет много черного цвета);

2. Разукрашиваем окантовку красным цветом или золотом;

3. Разукрашиваем трехлистник /золото/, и клубничку вместе с «ножкой».

4. Фотографируем свое изделие /чтобы не забыть, где какие элементы располагаются/;

5. Начинаем закрашивать черным цветом деревянное изделие, при этом обводя трехлистник и клубничку.

6. Заготовка готова.

7. Смотря на фотографию своего изделия, начинаем наносить ватными палочками /методом «тычка»/ смородинку, малинку, цветочки туда, где мы их наметили.

8. Осталось дорисовать детали. Зубочисткой делаем подводку на смородинке, малинке, цветочках, клубничке. Дорисовываем прожилки у трехлистника.

И вот, наша досточка готова. Теперь такие замечательные деревянные изделия пополнят художественный уголок в нашей группе.

Спасибо за внимание!

«Хохломская роспись — это просто». Методическая разработка по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования «Хохломская роспись – это просто».Методическая разработка по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования: гуашью по восковым.

Фотоотчет о занятии по рисованию «Хохломская роспись» в подготовительной группе Программные задачи: 1. Уточнить знания о хохломской росписи; 2. Развивать умение вырисовывать элементы хохломской росписи; 3. Развивать.

«Хохломская роспись». Конспект занятия с детьми 4–5 лет с участием родителей онспект Художественно — творческой деятельности с родителями (Работа по «детским календарям». Дидактический материал для развития детей.

Конспект занятия «Хохломская роспись» Конспект на тему «Хохломская роспись». Ход: Дети, послушайте внимательно: И богаты и красивы, Гостю рады от души Кубки, чаши и ковши И.

Конспект ООД по рисованию «Хохломская роспись» (старшая группа) Конспект ООД по рисованию (старшая группа) «Хохломская роспись». Задачи: Воспитательные: Воспитывать у детей способность к сопереживанию.

Конспект по художественно-эстетическому развитию рисование «Хохломская роспись» старшая группа Рисование на тему: «Хохломская роспись» Программное содержание: Образовательные задачи: учить замечать художественные элементы, определяющие.

Лэпбук «Хохломская роспись» Лэпбук- это собирательный образ энциклопедии на определенную тему. У данного пособия очень много преимуществ: многофункциональность,вариативность,.

Мастер-класс «Кораблик из деревянных палочек» Мастер класс. Кораблик своими руками. Я предлагаю вам небольшой мастер класс по изготовлению кораблика из деревянных палочек (палочки от.

Мастер-класс «Роспись деревянных яиц» Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с Вами мастером-классом «Роспись деревянных яиц». Пополняя свою коллекцию «Народными промыслами».

Мастер-класс «Роспись деревянных ложек» Самая известная из видов росписи в России — хохлома. Наверное, нет человека, который бы не видел в своей жизни расписные деревянные ложки.

Источник

Мастер-класс «Роспись деревянной доски хохломским узором»

Наталья Бондарева
Мастер-класс «Роспись деревянной доски хохломским узором»

Для ознакомления детей дошкольного возраста с хохломской росписью я изготовила несколько разделочных досок. И предлагаю вам свой мастер-класс по росписи разделочной доски.

Мастер-класс рассчитан на педагогов дошкольного и школьного образования, детей старшего дошкольного возраста, родителей.

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ —

АЛЫХ ЯГОД РОССЫПЬ.

автор П. Синявский

Хохломская роспись – один из самых популярных видов русской народной росписи по дереву, возникших издавна и сохранившихся до наших дней. Это и деревянные ложки, и чашки, и горшочки, и детская мебель и многое другое. «Пламенную Хохлому» знают всюду! Основными элементами Хохломы являются красные сочные ягоды смородины, земляники, рябины, цветы, золотые листья, веточки и др. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Для работы нам понадобятся:

доска деревянная

— акриловые краски: черная, золотая, красная, зеленая

— лак акриловый глянцевый

— кисточки разных номеров

1) Подготовим доску для работы. Для этого обработаем поверхность нашей доски наждачной бумагой до гладкости.

2) Затем заготовку деревянной доски покрываем золотой акриловой краской.

3)На высохшую золотую поверхность наносим с помощью простого карандаша узор хохломы: листья, ягоды, цветы.

4) Аккуратно обводим контур рисунка черной акриловой краской кистью №1.

5) Закрашиваем ободок нашей доски красным цветом.

6) Закрашиваем ягоды земляники красным цветом,

а ягоды смородины – бордовым.

7)Аккуратно заполняем фон черной акриловой краской, не закрашивая рамку. Делаем черную разживку на листьях.

8) Зеленой краской прорисовываем плодоножки у ягод и завитки у стеблей, желтой — рисуем мелкие цветочки.

9) Берем лак и с помощью кисти или губки наносим его на доску, даем просохнуть, потом наносим еще один слой лака.

10) И вот, наша доска готова!

Конспект открытого занятия «Знакомство с русской народной деревянной игрушкой-свистулькой, роспись птички свистульки» Цель: Познакомить с русской народной игрушкой – свистулькой. Учить детей на силуэте птички строить нарядный узор при помощи чередования.

Мастер-класс «Городецкая роспись» Для ознакомления старших дошкольников с городецкой росписью я само-стоятельно расписала деревянную дощечку (в выпиливании дощечки мне помог.

Мастер-класс «Городецкая роспись» Наши доски расписные, Посмотрите вот какие. Все хотим вам показать И подробно описать. Уважаемые коллеги, спешу поделиться с Вами мастером-классом.

Мастер-класс «Мезенская роспись» Мезенсокй роспись зовется, В каждом рисунке добро. В сердце твоем отзовется, Нежною сказкой оно. (Светлана Ледкова) Для этой росписи.

Мастер-класс «Превращение деревянной ложки в куколку» В октябре 2015 года у меня было открытое занятие с семьями воспитанников на тему «Ложка в традиции русской семьи». Деревянные ложки пришли.

Открытое занятие «Роспись круглого подноса хохломским узором» — фотоотчет Здравствуйте коллеги!Предлагаю вам побывать на открытом занятие по виду хохломской росписи «Липецкие узоры».Где вы можете увидеть работы.

Рисование в разновозрастной группе (5–7 лет) «Роспись доски городецким узором» Задачи. 1. Продолжать знакомство с городецким узором, его колоритом, особенностями. 2. Упражнять в рисовании городецких цветов, развивать.

Роспись птицы хохломским узором — фотоотчет Здравствуйте гости,моей страницы!Хотела вас пригласить в хохломскую мастерскую. Вы посмотрите работы моих учеников,которые с большим удовольствием.

Сценарий образовательной ситуации по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись печи петриковским узором» Тип образовательной ситуации: продуктивная деятельность (декоративное рисование) Тема: Роспись печи Петриковским узором. Цель: Формирование.

Занятие во 2 «В» классе. Работа в материале. Роспись разделочной доски хохломским узором (фотоотчёт) Цель занятия:Научить расписывать разделочную доску «Рыбка» хохломским узором. Правильно составлять простую композицию по 2 ведущим, располагая.

Источник

Хохломская роспись по дереву

Хохлома – разговорный термин, обозначающий расписные изделия, традиционный русский народный промысел. Декорировали чаще всего деревянную посуду. Золотой фон или золотой орнамент в сочетании с сочными насыщенными цветами и витиеватой технологией росписи позволяли создать поистине эффектное изделие.

Содержание:

История промысла

Промысел возник во второй половине XVII века в деревнях Заволжья. Хохлома – крупный центр сбыта, «подарил» росписи соответствующее название. Характерная черта – золочение деревянных поверхностей и щедрое декорирование различными узорами. Свободная кистевая манера позволяла работать сразу в двух ключевых направлениях: фоновой росписи и верховой композиции.

На левом берегу Волги располагалось немало деревень, где и процветал промысел. Жители поселков Глибино, Хрящи, Шабаши, Безделы, Мокушино привозили в Хохлому товары на продажу. Истинная родина хохломы – Ковернинский район Нижегородской области.

Окраску «под золото» часто связывают со старообрядцами Заволжья. Они преследовали «старую веру» и селились в чаще глухих лесов. Среди них было немало талантливых художников, которые посредством тонкого кистевого рисунка писали иконы и украшали древние книги. Жители Заволжья преуспели в токарном деле и резьбе по дереву. Слияние двух традиций и породило рождение хохломского промысла. Он вобрал в себе богатую подачу и вычурность иконописцев, а также традиционность форм и безупречность линий мастеров Заволжья.

Существует также несколько красивых легенд. Одна из них об иконописце Андрее Лоскуте, который в свое время бежал из столицы из-за реформ патриарха. Он нашел себе укрытие в глухом лесу и продолжал писать иконы «по старинке. Однако, патриарху донесли о местонахождении беглеца и о том, что он учит «старому» иконному письму жителей близлежащих сел. Иконописец-бунтарь сжег себя добровольно в костре, перед этим завещая своим ученикам сохранить его мастерство.

Согласно другой легенде в чаще леса жил никому не известный мастер, которым сам придумал столь роскошное письмо по дереву. Время от времени он одаривал жителей близлежащих деревень своими творениями. Спустя некоторое время слава о дивном мастере дошла до царя. Тот немедленно отправил своих подчиненных в лес, чтобы те привели основателя хохломы в палаты. Однако, мастер не захотел идти в подчинение к царю. Талантливого незнакомца так и не нашли. Так у простых людей и не отобрали простой промысел.

Цвета хохломской росписи

(Роспись на белом фоне)

Традиционные хохломские творения в какой-то мере парадоксальны: мастерам удавалась при помощи довольно скудной палитры цветов создавать действительно сложные композиции. Богатство и интересная фактура формировались за счет обязательной золотистой основы. «Под золото» был или фон, или ключевые элементы орнамента.

(Роспись на черном фоне)

Другие центральные цвета палитры – черный и красный. Придать полноты и многогранности рисунку удавалось за счет использования белого цвета и охры.

(Роспись на аллом-красном фоне)

Гораздо реже встречались росписи на бирюзовом, изумрудном, оранжевом, алом фоне. Истинная цель любого хохломского мастера: передать высокую идею посредством идеально подобранных цветов, создавая сложную и высокотехнологическую игру мазков.

Основные цвета

Для создания росписей «под хохлому» используют такие цвета:

Элементы и мотивы хохломской росписи

Различают «верховое» и «фоновое» письмо. В первом случае мастер формирует узор на золотом фоне при помощи черных, красных и белых тонов. Именно на примере хохломских рисунков, можно предельно четко рассмотреть всю «душу» русского народа, особую подачу, теплую и немного наивную жизненную философию целого народа. Это его небезызвестные «травушки» и «колосочки», любовь к натюрмортам, где мастера особо щедро использовали яркие сочные цвета, умение посредством деликатных мазков создавать сложнейшие композиции.

Травная роспись представлена мотивами «под осоку». Наиболее старый тип узора пишется завитками, мазками, мелкими ягодками, колосками по посеребренному фону. Из отдельных травинок искусные мастера могли сформировать мотив курочки или петушка, который, например, восседает на ветке среди густой листвы;

(Ягодки и листочки)

«Ягодка» и «листок» отличается от предыдущей техники более крупными «жирными» мазками. Мастера формируют овальные листья, круглые ягоды, стилизуя композиции массивными растительными формами. Особо популярными считаются узоры с виноградными гроздьями или листьями, ягодами земляники, малины, черники, крупными вишенками. На россыпи из тюльпанов, астр, лютиков, ромашек, колокольчиков мастера умудрялись расположить смородину, крыжовник и рябину;

«Пряник» или «рыжик» выполняют обычно внутри чашек, блюд, пиал. Это геометрические фигуры, которые вписываются в квадрат или ромб. По центру рисуют «солнце». Периферию орнамента обогащаются миниатюрными деталями.

Верховое письмо всегда создается тонкими деликатными мазками. Композиция получается легкая и воздушная, будто подсвеченная золотым сиянием изнутри. Как правило, это довольно простой способ нанесения красок, позволяющий в какой-то мере импровизировать, видоизменять композицию на сове усмотрение в самый разгар работы.

При фоновом письме изначально формируют полотно с контурными начертаниями. Затем красной и черной краской закрашивают окружающий фон. Фоновая роспись более сложный и трудоемкий процесс. Здесь нет месту импровизации, а изначальную задумку нужно реализовать в точности, как придумал мастер в самом начале.

Техника выполнения хохломской росписи

(В цехе художественной росписи, г. Семенов, СССР)

Подготовленные изделия из древесины сушат и грунтуют при помощи вапы или жидкой глины. Заготовки сохнут минимум 7 часов. Затем деревянная поверхность тщательно обрабатывается олифой. Всего процедуру необходимо повторить 3 – 4 раза на протяжении суток.

Следующий этап – лужение. В древесину втирают алюминиевый порошок. Процедура проводится вручную при помощи кожаного тампона. После этого изделия становятся блестящими и готовыми к росписи.

Для нанесения рисунка подойдут исключительно тонкие кисточки разных «калибров». Готовый рисунок оставляют на некоторое время подсыхать, а затем вскрывают лаком. Финальный этап – закаливание в печи при температуре +160 градусов. Именно тогда и образовывается роскошная «золотая» пленка.

В чем отличие хохломской и городецкой росписей

Неповторимую хохломскую роспись трудно спутать с другими народными промыслами. Мастера используют исключительно растительные орнаменты. Ключевая особенность росписи – золотой фон. Богатые переливы эффектно оттеняются ажурными верховыми рисунками и массивными крупными элементами красно-черной палитры при фоновой росписи.

В отличие от хохломы у городецких орнаментов напрочь отсутствуют золотые мотивы. Однако, на фоне минималисткой цветовой палитры хохломы, мастера городецкой росписи использовали очень много красок, играясь с оттенками, переливами, белением. Если в росписи под хохлому нельзя встретить ситуационные рисунки, то в городецком промысле популярны были именно изображения различных празднований, увеселительных мероприятий и просто изображения быта.

Данные росписи могут казаться похожими только на первый взгляд. Тщательно изучив особенности промыслов становится понятно, что они кардинально отличаются друг от друга.

Источник

Читайте также:  Поликарбонат мебель для дачи
Оцените статью