- Театральный уголок в детском саду: назначение, идеи оформления с фото, оснащение игрушками и аксессуарами и детский репертуар для спектаклей
- Уголок искусства
- Сообщение «Оформление центра театрализованной деятельности в ДОУ»
- Требования к творческому центру
- Обустройство художественного центра
- Оснащение театрального уголка для младшей группы
- Разновидности представлений
- Оснащение театрального уголка для средней группы
- Материал для оформления
- Идеи для украшения
- «Как творчески и методически грамотно оформить театральный уголок в детском саду»
- Театрально-музыкальный центр
- Оснащение театрального уголка для 1-ой младшей группы
- Содержание работы по театральной деятельности
Театральный уголок в детском саду: назначение, идеи оформления с фото, оснащение игрушками и аксессуарами и детский репертуар для спектаклей
Уголок искусства
Для правильной организации деятельности детей предусмотрено зонирование пространства в групповой комнате. Именно поэтому там можно встретить различные тематические уголки типа «Кухня», «Больница», «Школа» и т. д.
Некоторые воспитатели в детском саду театральный уголок выводят в отдельную структуру. Однако чаще мы видим большие художественные центры, где объединены различные подсистемы. Они могут сочетать в себе кружок рисования, музыки, ручного труда и театра. Таким образом осуществляется экономия места. А главное, соблюдаются базовые принципы театрального уголка.
Сообщение «Оформление центра театрализованной деятельности в ДОУ»
Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, простейшие декорации, в том числе изготовленные детьми, стойка-вешалка для костюмов;
Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок;
Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра: пальчиковый, куклы бибабо, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы и др.
Аудиозаписи музыкальных произведений,
записи звукошумовых эффектов для создания фона в процессе театрально-игровой деятельности.
Для детей 6-7 ле т игровой материал театрализованных игр отвечают в основном тем же требованиям, что и на предыдущем возрастном этапе. Однако здесь дополнительно рекомендуются куклы-марионетки с элементарной системой управления; мягкие, на прочных нитях.
В условиях современных детских садов, где пространство довольно ограничено, выделить отдельные места для уголков (театра, окружающего мира и т. д.) бывает довольно сложно. Поэтому воспитатель может объединить образовательные центры в комплекс. Например, для направлений театра, изобразительной деятельности и музыки можно организовать единый художественно-творческий уголок. При этом нельзя забывать о том, что предметное наполнение должно соответствовать ряду принципов:
(материалы для музыкальных занятий могут быть иллюстрирующими и для театрализации);
(содержание уголка должно меняться в зависимости от целей учебно-воспитательной работы в тот или иной месяц, направления специализации группы, времени года, интересов детей, степени изношенности материалов);
(все дети имеют одинаковые права и обязанности, связанные с использованием атрибутов театрального уголка);
(сам центр и все его составляющие должны красиво выглядеть, быть чистыми и опрятными)
Театральный уголок, в котором есть всё необходимое для соответствующей деятельности, позволяет создать в группе комфортную среду для развития творческих способностей воспитанников. Театрализация — особое направление образовательной программы для дошкольных учреждений, потому что даёт детям возможность не только исследовать окружающий мир, но и учиться жить с ним в согласии. Кроме того, театрализация помогает ребятишкам стать более уверенными в себе, что немаловажно и для их личностного роста — а значит, без театрального уголка детскому саду нельзя.
Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М.: Творческий центр Сфера, 2001.
Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006.
Требования к творческому центру
Поскольку театральный уголок в группе детского сада является важнейшим элементом художественного и эстетического развития детей, то он должен соответствовать следующим принципам:
- Принцип мобильности. Нужно предусмотреть возможность объединения различных уголков и зон группы детского сада, а также транспортабельность атрибутики театра.
- Принцип сменяемости материала. Необходимо постоянное обновление репертуара, сценариев, декораций и прочей атрибутики. Это будет зависеть от многих факторов, например, от времени года, возраста детей, их заинтересованности, программного обеспечения, тематики проводимых занятий и пр.
- Принцип многофункциональности. Он подразумевает, что один и тот же атрибут может выполнять множество задач.
- Принцип эстетичности. Театр должен развивать у детей чувства вкуса.
- Принцип доступности. Оснащение театрального уголка должно подходить детям по возрасту и совпадать с их зонами актуального и ближайшего развития.
Обустройство художественного центра
Мебель для театрального уголка в детском саду может быть изготовлена самостоятельно из подручных средств, либо быть выполнена на заказ. Основными составляющими элементами театра являются ширма и уголок ряженья. Остальная атрибутика имеет свои отличия в зависимости от возраста детей.
Например, для детей младшего дошкольного возраста используют реквизиты для инсценировки известных детям сказок («Теремок», «Репка», «Курочка Ряба» и т. д.), а именно: фланелеграф для показа картинок и мини-ширма для настольного театра. Можно использовать незатейливые элементы ряженья типа шарфа, зонта, бус или шляпы.
Для оснащения уголка в средней группе используют всевозможные маски. Это могут быть и животные, и сказочные персонажи, и даже изображения овощей. Из атрибутики используется большая ширма для постановки спектаклей и витрина для костюмов.
Дети старшей группы детского сада могут использовать в постановках декорации, изготовленные своими руками. Это усиливает интерес детей в подготовке представления. Рекомендовано иметь в наличии реквизит для инсценировки 4-5 разноплановых сказок. Благодаря этому у детей будет выбор. Также они могут на основе этих материалов и декораций придумывать свои сказки и постановки, развивая, таким образом, творческое мышление.
Оснащение театрального уголка для младшей группы
- Коврограф (фланелеграф).
- Различные виды театра: театр картинок («Три медведя», «Колобок», «Еж и медведь», «Заяц и гуси»), театр петрушек («Кто сказал мяу?», «Курочка Ряба»), теневой театр («Лиса и заяц»), театр игрушки и «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора.
- Костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок».
- Маленькая ширма для настольного театра.
- Атрибуты для ряженья — элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и прочее).
- Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски сказочных персонажей
- Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
Для детей от двух до четырех лет необходимы наборы готовых игрушек или заготовок и полуфабрикатов для изготовления объемных или плоскостных персонажей и элементов декораций настольного театра. Фигурки могут быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, картона, резины, пластмассы, пластизолей, папье-маше, тонкой фанеры. Образ театральных игрушек условный.
Для театрализации используется ковролин голубоватого или серого тона. К нему прилагаются наборы плоскостных фигурок и декораций, выполненных также из ковролина или иных материалов с креплением из ленты-липучки.
Тематика наборов определяется образовательной программой.
Для игр-драматизаций необходимы наборы и элементы костюмов, полумаски персонажей знакомых народных сказок, выполненные из бумаги, тонкого картона, папье-маше, прореженных или нетканых материалов; персонажи литературных произведений или наборы персонажей для театра бибабо, соразмерные руке взрослого (для показа детям) или ребенка (перчаточные или пальчиковые), сделанные из легких материалов (пенопласта, папье-маше на каркасе), мелкого и среднего размера.
Также нужны фигурки, головки которых управляются тростью, а руки (лапы) мягкие, выразительные, свободно следуют движению корпуса.
Разновидности представлений
Театральный уголок в детском саду подразумевает не только разучивание сценария и постановку представления. Существует множество видов спектаклей, в которых дети будут развивать не только фантазию и творческое мышление, но и мелкую моторику, ассоциации и даже тактильную чувствительность.
В детском саду театральный уголок, как правило, состоит из нескольких блоков. При их формировании нужно учитывать возрастной фактор. Художественный центр может включать в себя такие виды театра:
- Пальчиковый.
- Настольный.
- Театр игрушки: мягкой, вязаной, из конуса и т. д.
- Кукольный.
- Театр петрушек.
- Театр перевоплощения.
Особенно разнообразны представления с использованием кукол. Реквизитом могут быть:
- Марионетки.
- Куклы с «живой» рукой.
- Перчатки-варежки.
- Люди-куклы.
- Самоделки на нитке или резинке.
- Тростевые куклы.
Рекомендуется чередовать различные виды творческой деятельности, чтобы не вызывать пресыщения у детей.
Оснащение театрального уголка для средней группы
- Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски театральных персонажей.
- Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра.
- Стойка-вешалка для костюмов.
- Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
- Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный).
- Атрибуты для «Разноцветных сказок».
- Театр математики.
- Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
Материал для оформления
Для создания театрального уголка в детском саду своими руками подходят любые подручные средства. Чаще всего используют:
- пакеты из-под молока и другие тетрапаки;
- картонные коробки;
- пластиковые бутылки;
- киндер-сюрпризы;
- перчатки, варежки;
- платки, палантины, косынки, шарфы;
- шерстяные нитки;
- папье-маше;
- лоскуты ненужной ткани;
- бумагу и картон;
- одноразовую посуду;
- жестяные банки;
- подстаканники;
- носки и ненужную одежду;
- поролон и пенопласт;
- деревянные ложки;
- соленое тесто;
- природные материалы и пр.
Приспособить для оформления можно любой предмет. Однако главное — соблюдать меры предосторожности. Та атрибутика, которую ребенок будет постоянно использовать в своей театральной деятельности, должна быть безопасной.
Идеи для украшения
В оформлении театрального уголка в детском саду ключевую роль играет так называемая кукла-зазывалка. Это своего рода талисман и хранитель театра. В качестве этого предмета может выступать любой персонаж из сказки. Он может быть даже вымышленным, главное, чтобы он всегда был на видном месте. Желательно, чтобы этот атрибут театра находился всегда в театральном уголке и занимал центральное положение. Еще лучше, если он будет принимать участие в постановках или выступать в роли зрителя.
Как оформить театральный уголок в детском саду? Этим вопросом задаются все начинающие воспитатели. Первоначально необходимо изготовить ширму, как большую, так и маленькую, для настольного театра. Для этого можно использовать любую легкую ткань. Достаточно повесить ее на палку или багет и закрепить на штативе. Также можно применить деревянную рамку.
Большой популярностью пользуются ширмы-окошки. Они являются универсальными, их можно использовать как для большого, так и для настольного театра. Для их изготовления нужно взять лист плотного картона и вырезать в нем окошко. В отверстии нужно повесить шторку, и ширма готова.
Пример оформления театрального уголка в детском саду на фото ниже показывает, что, имея большую фантазию, можно сотворить красочный и интересный «храм Мельпомены».
«Как творчески и методически грамотно оформить театральный уголок в детском саду»
«Как творчески и методически грамотно оформить
театральный уголок в детском саду»
В детском саду малыши-дошкольники проводят большую часть дня. Каждый элемент оформления пространства группы имеет огромное значение, поскольку влияет на формирование у детей эстетического вкуса. И, конечно, любая деталь обстановки должна нести смысловую нагрузку. Чтобы театральный уголок отвечал этим требованиям, его структуру и содержание следует тщательно продумать.
Значение и цели театрализации
Театрализация — это разновидность игровой деятельности, которая используется для раскрытия творческого потенциала детей с помощью приёмов драматизации, то есть сюжетно-ролевого отыгрыша по заранее оговорённому сценарию, а также различных упражнений, направленных на освоение актёрских навыков.
Театрализация ценна тем, что включает работу по развитию монологической и диалогической речи, и это повышает коммуникативные навыки малышей.
- работу над выразительностью реплик персонажей;
- расширение активного и пассивного словаря ребёнка;
- совершенствование произношения звуков речи, а также интонационного строя.
Кроме того, целями театрализации являются:
- всестороннее знакомство с различными проявлениями действительности (с профессиями, животными, явлениями природы);
- стимуляция творческого потенциала ребёнка (через песни и музыку, танцы, игру);
- развитие эмоциональной сферы малыша за счёт глубоких переживаний в процессе игры;
- формирование социальных навыков поведения;
- приобщение дошкольников к чтению;
- развитие режиссёрских навыков;
- воплощение в творческом порыве настроения, характера и процесса развития характера персонажа.
Театр — это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…
Б. М. Теплов, советский психолог
Как организовать театральный уголок в детском саду
Уголок театрализации — это часть развивающей среды в оснащении группы, призванная сплотить ребят общей игровой деятельностью, в которой они смогли бы продемонстрировать все грани своего характера, возможно, ещё не известные им самим. В стандартный (то есть для общеобразовательных групп) театральный уголок включаются:
- картинки, в том числе объёмные для конусного театра;
- игрушки для театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках, фетровые персонажи для фланелеграфа;
- ширма (в детских садах обычно используется универсальная ширма, которая выступает и декорацией-фоном, и занавесом);
- реквизит (мягкие игрушки, машинки и пр.);
- материалы для изготовления элементов образов, декораций (кусочки ткани, картона, бумаги и т. д.);
- маски;
- костюмы;
- книги;
- фонотека;
- стенд с афишами и результатами работы (рисунками, поделками и пр.).
Назначение театрального уголка — обеспечить условия для полноценной работы, связанной с театрализацией. Но в каждой возрастной группе есть свой определённый круг задач, для решения которых можно использовать тот или иной вид театра.
Первая младшая группа. Дети знакомятся с пальчиковым театром, в котором куклы создаются (шьются из ткани или фетра, делаются из бумаги, лепятся из полимерной глины и т. д.) для каждого пальца и по желанию украшаются пуговицами, нитками, тесьмой и кружевом. Задача — научиться управлять движениями собственных пальчиков.
Вторая младшая. Малыши учатся работать с куклами на столе или перчаточными игрушками. Персонажи настольного театра изготавливаются из бумажных конусов, цилиндров, или представляют собой тканевые куклы-перчатки — бибабо. Бибабо — кукла, состоящая из головы и костюма-перчатки. В голове есть отверстие под указательный палец, а руки управляются средним и большим пальцами. Задача — тренировать координацию, мелкую моторику.
Средняя группа. Кроме тренировки уже полученных навыков, ребята учатся работать с театром ложек, в котором персонажи делаются на основе пластиковой посуды, знакомятся с театральной ширмой (работающей как занавес или/и декорация-фон), куклой на деревянном стержне — гапите, а также осваивают азы кукловождения. Задача — согласовывать движения с сюжетом повествования, работать над развитием координации, мелкой моторикой.
Старшая группа. Ребята знакомятся с куклами-марионетками. Они приводятся в движение с помощью крестовины — держателя ниток, на которые подвешена игрушка. Задача — освоение тонкостей интонации голоса, передающих разные эмоции.
Подготовительная группа. Работа в качестве актёра костюмированного театра, где ребёнку необходимо полностью перевоплотиться в своего героя, повторяя его движения, манеру поведения, голос и прочее. В некоторых дошкольных образовательных учреждениях, которые располагают подобным реквизитом, малыши также имеют возможность работать с напольными и платковыми куклами.
Однако такое разделение всё-таки весьма условно: элементы костюмированной постановки можно включить в сценарий праздника для средней группы, а перчаточных кукол использовать для организационной части какого-либо занятия со старшими дошкольниками. Педагог должен ориентироваться на реальную ситуацию и свой опыт.
Содержание уголков для разных возрастов по видам театрализации
Наполнение театрального уголка должно быть понятно детям, то есть они должны уметь взаимодействовать с куклами, манипулировать ими.
Для младшего возраста:
- пальчиковый театр (этюды на руках);
- настольный театр (различные виды);
- театр мягкой игрушки (этюды с предметами);
- театр вязаной игрушки (этюды с предметами);
- театр игрушки из конуса (этюды с предметами).
Для среднего возраста:
- пальчиковый театр (этюды на руках);
- настольный театр (различные виды);
- кукла на гапите, на резинке (работа с предметами на стержне или на нитках);
- куклы перчатки (пластические этюды на руках).
Для старшей группы:
- пальчиковый театр (этюды на руках);
- куклы перчатки (пластические этюды на руках);
- куклы-марионетки (постановка этюдов-импровизаций).
Для подготовительной группы:
- пальчиковый театр (этюды на руках);
- куклы-перевертыши (игры-перевоплощения);
- куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках);
- куклы-марионетки (постановка этюдов);
- ростовые куклы (музыкально-пластические этюды);
- тростевые куклы (постановка этюдов, сказок).
Где разместить театральный уголок
Предметное наполнение должно соответствовать ряду принципов:
- мобильности (материалы для музыкальных занятий могут быть иллюстрирующими и для театрализации);
- сменяемости (содержание уголка должно меняться в зависимости от целей учебно-воспитательной работы в тот или иной месяц, направления специализации группы, времени года, интересов детей, степени изношенности материалов);
- доступности (все дети имеют одинаковые права и обязанности, связанные с использованием атрибутов театрального уголка);
- эстетичности (сам центр и все его составляющие должны красиво выглядеть, быть чистыми и опрятными).
Как оформить театральный уголок
Таблица: идеи для изготовления предметов реквизита
Что | Из чего можно сделать |
Виды театров и кукол | |
Настольный театр | Игрушки-куклы можно делать из картона или бумаги. Для настольного театра их можно склеить из двух частей и установить на подставки из пластика, дерева или толстого картона. Ещё один способ — наклеить изображение на конус или цилиндр. |
Пальчиковый театр | Кукол можно создать с помощью бумаги или ткани, украсив нитками, пуговицами, тесьмой и пр. Можно также некоторых персонажей связать. |
Перчаточные куклы | Одну перчатку прошивают на уровне пальцев с изнанки, выворачивают и, набив ватой или синтепоном и украсив, пришивают ко второй. |
Танцующие игрушки, марионетки из картона | Из картона вырезаются отдельные детали: туловище, руки, ноги. После чего элементы соединяются нитками или проволокой. |
Бибабо | Кукол бибабо можно изготовить из капроновых чулок. |
Театр на фланелеграфе | Персонажи для театра на фланелеграфе из фетра. |
Театр на ложках (пластиковых или деревянных) | На основу наклеиваются детали из картона, которые затем драпируются тканью и украшаются. Можно также использовать акриловые краски, пластилин и другие материалы. |
Напольные куклы | Мягкие куклы в рост ребёнка шьются также, как обычные мягкие игрушки. При необходимости в куклу можно вставить элементы каркасной основы (чтобы туловище не гнулось), а также пришить петли, чтобы ребёнку было проще управлять куклой. |
Платковые куклы | К картонной голове пришивается широкая лента, а снизу она нашивается на платок или платье с рукавами. Ребёнок надевает такой костюм и управляет персонажем, с помощью резинки, которая крепится к рукаву. |
Театр теней | Голова персонажа вырезается из картона, к ней крепится бумажная трубочка для указательного пальца актёра. Проколом намечаем глазки. Для представлений необходимы старый телевизор и лампа, которая будет направлять источник света. |
Общий и дополнительный реквизит | |
Декорации | Деревья, солнце, поляна и прочее выполняются из плотной бумаги и наклеиваются на картон-основу. |
Занавес | Занавес изготавливается из гофрированной бумаги или обычной ткани. |
Ширма | Может быть из дерева или из толстого картона. |
Программки | Книжки-панорамы можно использовать, например, в качестве программки для постановки. |
Билетики | Билетики делаются из бумаги или картона, а затем ламинируются или оклеиваются скотчем. |
Как составить паспорт театрального уголка по ФГОС.
Содержание театрального уголка определяется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов — ФГОС. В соответствии с требованиями документа уголок как средство осуществления театрализации должен способствовать:
- тренировке памяти, процессов мышления;
- выработке социально-культурных и познавательных навыков;
- речевому и физическому развитию;
- воспитанию культуры познания себя и окружающих людей.
Паспорт включает 8 позиций с детальным описанием каждой:
- Название дошкольного образовательного учреждения.
- Название группы и уголка.
- Авторы-оформители.
- Зоны, входящие в проект. При зонировании уголка важно учитывать, что ширма и костюмерная с реквизитом — обязательные элементы, остальные организуются по усмотрению методического совета детского сада:
- костюмерная;
- гримёрная;
- мастерская по созданию декораций, кукол и других атрибутов;
- зона для зрителей;
- книги, аудио- и видеоматериалы;
- ширма;
- шкаф для хранения кукол;
- участок, представляющий результативность работы группы в области театрализации.
- Наполнение каждой зоны.
- Возраст детей.
- Перечень видов работы с учётом возраста ребят (выбираются подходящие для группы). Так, в первой младшей группе театрализация с перчаточными куклами будет слишком сложной для малышей, а вот постановка с куклами пальчикового театра — вполне посильной.
- Методические рекомендации. Указания, касающиеся регулярности, с которой нужно проводить занятия (например, 2 раза в неделю в форме кружковой работы), а также продолжительности занятий (в старшей группе — 20–25 минут). Кроме того, перечень задач, которые включены в общие образовательные цели для конкретной возрастной группы, список упражнений для развития навыков театрального мастерства, форма результативности работы (рисунки, проекты, фотографии).
Перегородка для переодеваний — достаточно громоздкий реквизит, поэтому на практике часто обходятся без неё.
Таблица: возможное наполнение зон театрального уголка (пункт №5 паспорта уголка)
Название зоны | Наполнение |
Костюмерная | Национальные костюмы, костюмы домашних и диких животных, птиц, шляпы, колпаки, перчатки, корзинки и прочее. |
Гримёрная | Аквагрим, парики, пенсне и прочее. |
Зона для зрителей | Стулья, касса, звонок. |
Зона для изготовления декораций | Краски, ленты, бросовый материал, бумага и прочее. |
Шкаф для хранения разных видов кукол | Ростовые, марионетки, персонажи настольного театра, фланелеграф, пальчиковый театр, бибабо, театр ложек с указанием имён персонажей. |
Книжная зона | Книги по актуальным темам, в том числе самодельные, книжки-панорамы, журналы, настольные игры. |
Музыкальная зона | Аудиотека, видеоматериалы, попевки (небольшие произведения с простой мелодией), частушки, песенки и пр. |
Ширма | Для пальчикового театра, для театра теней (старый телевизор и 2 лампы), перегородка, соответствующая росту малыша. |
Зона для расположения афиш и результатов работы по театрализации | Стенды, фото, рисунки, поделки и прочее. |
Описанное выше содержание зон является результатом анализа практического опыта воспитателей. В каждом отдельном случае педагог наполняет театральный уголок в соответствии с конкретными задачами образовательного процесса и возможностями детского сада.
Таблица: виды деятельности, возможные в театральном уголке (пункт №7 паспорта уголка)
Вид деятельности | Содержание |
Игровая | Театрализованные игры, игры-имитации, ролевые диалоги, инсценировки, режиссёрские игры, игры со строительным материалом, дидактические игры (с предметами, подвижные, сочинение сценариев и пр.). |
Чтение и обсуждение литературных произведений | Свободное общение, решение проблем, описанных в сюжете, оформление выставок рисунков, поделок по темам и пр. |
Рассматривание иллюстраций | Просмотр и обсуждение иллюстраций к различным художественным произведениям и т. п. |
Общение | Обсуждение, составление сценариев, игры, в том числе викторины после просмотра спектаклей и т. д. |
Познавательные элементы | Получение знаний о театре, профессиях с ним связанных, знакомство с жанрами театральных спектаклей и т. д. |
Продуктивная работа | Создание декораций, костюмов, иллюстраций к произведениям и пр. |
Музыкальное оформление | Шумовой оркестр, танцевальные этюды, исполнение песенок, частушек и пр. |
Просмотр и обсуждение спектаклей | Включить перечень спектаклей. |
Разыгрывание сказок | Перечислить сказки. |
Артикуляционная и пальчиковая гимнастики | Дать названия упражнений и прописать их цели. |
Примеры названий театрального уголка
Правильное оформление уголка включает уместно подобранное название. Оно необязательно должно перекликаться с названием группы, достаточно того, чтобы отражало соответствующую деятельность:
- «Группа … представляет»;
- «Сказочный остров»;
- «Театралы»;и т.д.
Работа в театральном уголке
Деятельность, связанная с театрализацией, в детском саду реализуется несколькими видами игровой активности:
- Режиссёрские игры. В них ребёнок лишь ведёт куклу, передавая образ персонажа интонацией и некоторыми другими приёмами. Возможности пантомимы здесь тоже очень ограничены, потому что игрушка практически статична (куклы на трости, марионетки).
- Драматизации. Малыш сам играет роль, не прибегая к посредничеству кукол. Юный актёр способен активно использовать интонацию, мимику, движения и жесты для вхождения в образ героя.
- Драматизации с бибабо, пальчиковыми, напольными или платковыми куклами. Малыш действует за персонажа, наделяя его своим голосом. Работа ведётся из-за ширмы или с персонажем в руках.
- Импровизация. Дети разыгрывают темы, а не сюжеты. Такая театрализованная деятельность почти не требует подготовительной работы, но является самой сложной разновидностью игры. Для импровизации может быть использован различный театральный реквизит.
Театральный уголок, в котором есть всё необходимое для соответствующей деятельности, позволяет создать в группе комфортную среду для развития творческих способностей воспитанников. Театрализация — особое направление образовательной программы для дошкольных учреждений, потому что даёт детям возможность не только исследовать окружающий мир, но и учиться жить с ним в согласии. Кроме того, театрализация помогает ребятишкам стать более уверенными в себе, что немаловажно и для их личностного роста — а значит, без театрального уголка детскому саду нельзя.
Театрально-музыкальный центр
Довольно часто можно встретить совмещенные уголки. Художественные постановки имеют музыкальное сопровождение. Для этого в театральном уголке предусмотрены различные инструменты и технические приспособления.
В качестве фабричных и самодельных инструментов используют деревянные ложки, трещотки, маракасы, свистульки и прочее. Театрально-музыкальный уголок в детском саду также может содержать в себе шумовые баночки (контейнеры из-под киндер-сюрприза с различными наполнителями), молоточки из пробок, блины из спилов, металлофоны, бубны, колокольчики, гармошки, гитары и пр. Все эти приспособления можно использовать для создания своего звукового сопровождения или воспроизведения существующих композиций. Это развивает чувство ритма у детей и прививает любовь к музыке.
В старших группах детского сада применяют магнитофоны для прослушивания музыкальных произведений, записей звукошумовых эффектов, просмотра видео-фонотеки литературных произведений. Дети в подготовительных группах разыгрывают сценки под готовые звуковые сопровождения, например, под аудиосказки.
Оснащение театрального уголка для 1-ой младшей группы
- Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски-шапочки, образные фартучки, нагрудные знаки-эмблемы.
- Для игр воспитателя с детьми и сюрпризных моментов: «пальчиковый» театр (вязаный на всю длину пальчика ребенка), тростевые куклы, куклы (образы людей, животных), театр бибабо.
- Для показа детям инсценировок по сказкам («Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»): театр картинок, настольный театр плоскостных игрушек.
- Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
Содержание работы по театральной деятельности
Деятельность творческого уголка должна иметь четкую направленность. Поэтому нельзя просто пустить на самотек игры-постановки детей. Необходимо постоянно контролировать процесс театральной деятельности.
С этой целью просматривают кукольные спектакли и проводят беседы по ним, устраивают игры-драматизации, литературные коркурсы «Угадай название», «Угадай имя героя», «Вспомни и расскажи». Разыгрывают сказки и инсценируют постановки по стихотворениям. Также обязательно выполняют упражнения для формирования выразительности исполнения.
Источник