Грунтовка для реставрации деревянной мебели

Грунтовки применяемые в реставрационных работах

Грунтовочными составами проклеивают древесину для улучшения сцепления частиц древесины и отделочных составов — лаков, политур и т. д. Часто грунтовки являются сами отделочными составами (светлые нитроцеллюлозные лаки, натуральная олифа, шеллачный лак).

Грунтовочными составами под масляные и эмалевые покрытия служат клеевые растворы (например, канцелярский клей — жидкое стекло), а также натуральная олифа. Наиболее часто используемую в качестве грунтовки натуральную олифу наносят жёсткой кистью — флейцем, втирая её в поверхность с некоторым усилием и проводя несколько раз кистью по одному и тому же месту. После высыхания первого слоя поверхность слегка зачищают мелкозернистой шкуркой и грунтуют вторично. Через 1–2 суток грунт обычно даёт заметную для глаз усадку, поэтому поверхность грунтуют и третий раз. После высыхания для снятия излишков грунта проводят шлифование. Грунтовочный состав должен легко наноситься на поверхность древесины, быстро высыхать, хорошо шлифоваться, не растворяться лаками, красками и т. д. Чем жиже грунтовка, тем длительнее процесс грунтования. Шлифование проводят только вдоль волокон древесины.

Крупнопористые породы — дуб, ясень, орех — грунтуют таким составом: олифа натуральная — 35 частей (по массе); уайт-спирит — 4,4; керосин — 3; 5%-ный водный раствор буры — 5; трепел (наполнитель) — 52,5.

Столярные грунтовки наносят под прозрачные покрытия, не вуалирующие текстуру древесины. В состав таких грунтовок наряду с олифой входят: карбамидный клей, пемза, крахмал, наполнители, растворители, а также красители (если это необходимо).

В домашних условиях обычно применяют следующие столярные грунтовки: восковые, канифольно-меловые, лаковую мастику, «лендрик» (10%-ный раствор столярного клея) и др.

Восковую грунтовку приготовляют из воска и растворителя (лучше скипидара живичного высшего сорта), взятых в соотношении 1:2 или 1,5:2 (по массе). На водяной бане сначала плавят воск и к нему добавляют скипидар. Наносят грунтовку кистью в холодном состоянии.

Читайте также:  Садовая мебель стол овальный

Для канифольно-меловой грунтовки понадобятся: канифоль, мел и чистый бензин, взятые в соотношении 15:30:55 (по массе). Сначала в бензине растворяют канифоль, потом всыпают мел. На поверхность состав наносят кистью, затем сильно втирают шерстяным тампоном.

Порозаполнители существенно сокращают расход лаков и политур при отделке, улучшают адгезию лака с древесиной. Самые распространенные порозаполнители — пемзовая пудра, тальк, трепел и т. д. В зависимости от цвета реставрируемого участка (особенно при ремонте облицовочного слоя изделия или мозаичных наборов в маркетри) они могут быть бесцветными или подкрашенными различными сухими красителями. Вот один из рецептов порозаполнителя, % (по массе): лак ПФ-283 — 6; уайт-спирит — 8; гипс — 86. Смешав лак с уайт-спиритом, добавляют к нему гипс, предварительно просеянный через капроновый чулок. Пастообразную смесь втирают в поры дерева тампоном или жёсткой кистью. Излишки удаляют сухой тканью. Время сушки такой пасты — 2 суток.

От олифы поверхность изделия приобретает желтоватый оттенок, поэтому при реставрации маркетри, покрытых нитролаками, её не применяют. Грунтуют такие поверхности прозрачными нитролаками НЦ-218, НЦ-222 и другие лаки. При реставрации поверхностей, покрытых ранее шеллачной политурой, в качестве грунтовки используют саму политуру.

В прошлом для прозрачной отделки мебели, изготовленной из красного дерева, грецкого ореха, палисандра, розового дерева, карельской березы, применяли отделку шеллачным лаком и политурой. При содержании шеллака в спирте от 20 до 30% (по массе) раствор называют лаком (спирт берётся крепостью 90–95%), а при 8–15% шеллака и крепости спирта ниже 90% — политурой. Следует заметить, что многие предметы мебели, рояли и пианино покрыты чёрной шеллачной политурой, содержащей нигрозин.

Для заделки сучков, трещин, расколов, щелей на стыках соединений необходимы шпатлёвки и замазки. Связующим веществом для шпатлёвок служат клеи (столярный, казеиновый), лаки, олифа натуральная. Шпатлевки применяют при непрозрачной отделке, а также при заделке дефектов основы перед облицовыванием. Замазки представляют собой густые пасты, используемые в реставрационных работах преимущественно при прозрачной отделке.

Шпатлевать можно до грунтования и после него. Шпатлёвки пригодны также для выравнивания поверхностей под непрозрачные покрытия. Среди шпатлёвочных составов выделяются так называемые подмазки, которые готовят замешиванием опилок (той породы дерева, на древесине которой предстоит заделывать дефект) на лаке, с помощью которого отделывают покрытие реставрируемого участка поверхности. И шпатлёвочные составы и подмазки применяют сразу же после приготовления, иначе они быстро приходят в негодность — загустевают. Консистентные шпатлёвки и подмазки наносят шпателем, а очень жидкие — тампоном.

Шпатлёвочный состав «Карандаш» приготовляют так. К 0,5 л воды добавляют 200 г шеллака и нагревают смесь до кипячения. Когда шеллак расплавится, в сосуд засыпают при интенсивном размешивании 4 г литопонных белил, которые осветлят шеллак. Остывшую смесь вынимают из воды и скатывают в виде карандашей. При заполнении трещин, углублений карандаши расплавляют паяльником. Можно карандаш и раздробить, а затем смешать с нитроцеллюлозным лаком.

Предметы мебели из дуба, ясеня и некоторых других крупнопористых пород отделывают восковой мастикой, которую готовят обычно из пчелиного воска высшего качества, смешивая его со скипидаром в соотношении 1:2 или 1:3 (по массе). Воск расплавляют в скипидаре на водяной бане. Для того чтобы покрытие было твёрже и имело больший блеск, в состав добавляют немного канифоли или стеарина. Остывший состав с помощью короткой щетинной кисти втирают в поры и делают выдержку в течение нескольких часов, оставив предмет в тёплом месте, что необходимо для лучшего проникновения воска в поры древесины. Затем поверхность полируют куском сукна. Поверхность после полировки должна быть сухой. Если в состав мастики входит скипидар, то изделие сушат около суток, если же вместо скипидара применялся бензин, то 3 ч.

После сушки изделие покрывают спиртовым шеллачным лаком пополам с политурой, в результате чего поверхность приобретает стойкость против пыли, сырости, мелких механических повреждений. Для этого же служит жидкий лак, которым покрывают поверхность 3—5 раз. В конце обработки изделие слегка располировывают плюшем или мехом.

Для восстановления непрозрачных отделочных покрытий на старинной мебели применяют художественные масляные и темперные краски, которые затем закрепляют прозрачными масляными и спиртовыми лаками. При реставрации декоративных элементов, кроме строганого шпона, понадобится и ряд природных материалов (перламутр, панцирь черепахи, кость и др.). При отсутствии таковых их имитируют пластическими массами или составами, некоторые из которых приводятся ниже.

Как известно, перламутр получают из раковин моллюсков. С внешней стороны раковина шероховатая, а внутри — гладкая. Перламутр хорошо распиливается, шлифуется и полируется.

Часто старые мастера применяли подкрашенный перламутр. Так, для получения зелёного цвета понадобится раствор ляписа (азотнокислого серебра) в дождевой (или дистиллированной) воде, взятый в соотношении 1:50 (по массе). Приготовленный состав хранят в тёмном месте. Готовые детали украшений обезжиривают и держат в таком растворе одни сутки. Затем их кладут на солнечный свет, в результате чего через некоторое время перламутр окрасится в зелёный цвет.

В синий цвет перламутр окрашивают так. Берут карбонат калия (поташ), растворяют его в дистиллированной воде. Компоненты составляют в соотношении 1:10 (по массе). Смесь нагревают до 60°С и выдерживают в нём примерно 1 ч кусочки перламутра, которые затем моют в проточной воде. Затем анилиновый краситель нужного цвета растворяют в этиловом спирте, причем на 1,5 части (по массе) красителя берут 130 частей спирта. Раствор подогревают до 25°С, сохраняя такую температуру около 12 ч, затем добавляют в раствор дождевую воду (в 10 раз больше существующего объёма), процеживают и опускают перламутр. Окрашенный перламутр промывают чистой водой.

Янтарь, слюда и другие материалы несложны в обработке, шлифуются и полируются хорошо. Конечно, многие природные материалы (драгоценные камни, слоновую кость) достать невозможно, да и ненужно! Ведь их несложно сымитировать.

Так, если для реставрации декоративного элемента необходима кость, придётся произвести следующие операции. В раствор сернокислого или уксуснокислого глинозёма опускают куски белого желатина, оставляя его в растворе на некоторое время. Желатин насыщается глинозёмом, становится плотным и увеличивается в объёме. Высохнув, масса затвердевает и становится похожей внешне на кость. Искусственная кость хорошо обрабатывается и отделывается, не изменяясь со временем по цвету.

Ещё один способ изготовления материала под кость. Берут сухие порошкообразные белила (цинковые или свинцовые) и, растерев в воде, смешивают со светлым раствором костного клея. Полученный состав разливают в ванночки (смазанные свиным салом) с таким расчётом, чтобы слой смеси был вдвое толще желаемого. Далее смесь заливают тонким слоем раствора желатина и сверху кладут стекло, смазанное также свиным салом. Через некоторое время, дав смеси подсохнуть, её сильно сжимают и держат под давлением до полного высыхания.

Для получения искусственного перламутра сначала готовят светлый костный клеевой раствор, разливают его в формочки и посыпают сернокислым магнием. На образовавшийся слой выкристаллизовывавшейся соли наносят мягкой кистью смесь мелкой рыбьей серебристой чешуи с раствором клея. Сверху всё покрывают раствором желатина и прижимают грузом.

Пластинки под малахитовый камень делают так. Густой клеевой раствор делят на 3 части и клеевые массы окрашивают хромовой зеленью различных тонов, а затем заливают поочерёдно слой за слоем в формы, соответствующие по размерам необходимым деталям. Каждый слой перед нанесением последующего должен загустеть. Затем гребнем или жёсткой кистью смешивают слои так, чтобы образовалась текстура малахита. Вынув из форм пластинки, их покрывают прозрачным клеевым раствором и сушат под давлением.

Чтобы сделать искусственный янтарь, сначала в ванночки (по форме детали) заливают желатин. Когда желатин подсохнет, его вынимают, сверху посыпают мелкодроблёными золотисто-жёлтыми слюдяными блесками и снова заливают тонким слоем жидкого желатина. Дав и этому слою подсохнуть, опять берутся за слюдяной порошок и опять всё покрывают желатином. Наслоение ведут столько раз, сколько нужно, чтобы достичь требуемой толщины пластины. После этого дают массе немного подсохнуть и покрывают последний раз клеевым раствором, окрашенным в вишнёвый цвет.

Под бронзу материал готовят аналогичным путём. Клеевым составом заполняют формочки и сверху, дав ему немного остыть, наносят бронзовую пудру и раствор желатина. Подсохшие полученные пластинки прессуют. Все вышеперечисленные искусственные материалы делают водостойкими, для чего покрывают их раствором танина (или квасцов), но можно также обработать их и парами формалина.

Среди отделочных материалов, которые используются на определённой стадии реставрационных работ, кроме уже упомянутых шеллачных лаков и политур, применяются светлые нитролаки (НЦ-222), различные растворители и разбавители, полировочные жидкости и пасты, бензин, керосин, портландцемент, уксус, кислоты.

Из полировочных паст рекомендуется паста ? 290 — смесь окиси алюминия и связующего (касторового или вазелинового масла). Масляную плёнку с полированной поверхности убирают составами для удаления масла (освежающими жидкостями).

При отделочных работах в домашних условиях применяются различные растворители: 645 — для разжижения нитролаков, нитрошпаклёвок, 646–648 — для разбавления до рабочей вязкости нитролаков и сглаживания штрихов и мелких царапин на нитропокрытиях, возникающих при шлифовании поверхности.

После полирования политурами с поверхности снимают масляный покров. Чтобы при этом не испортить поверхность, рекомендуется припудрить её венской известью (смесью мелкоизмельчённой окиси кальция и магния, которая быстро вбирает масло). Порошок с поверхности удаляют чистым тампоном. Затем 70%-ным этиловым спиртом, смешанным пополам с политурой, быстро смачивают всю поверхность, приобретающую после этого зеркальный блеск.

Для получения зеркальной поверхности у нитропокрытий в домашних условиях готовят специальную пасту. Берут тонкомолотый портландцемент марки 500–700 и уайт-спирит (в соотношении 2:1 (по массе). Массу тщательно перемешивают. На отделочное покрытие пасту наносят тонким слоем и шлифуют, применяя приставку для электродрели. Для смывки пасты с поверхности пригоден состав из воды и хозяйственного мыла (в 1 л воды при кипячении растворяют 150 г мыла).

В качестве вспомогательных отделочных материалов в реставрационных работах применяют шлифовальные шкурки на бумажной и тканевой основе, пемзовую пудру и ряд других материалов.

Источник

Грунтовка для реставрации деревянной мебели

Классификация по составу
Специалисты классифицируют грунтовки для пола и любой другой поверхности из древесины по составу основного действующего вещества и выполняемым функциям. Остановимся на видах таких растворов более детально.

На основе акрила
Является универсальной – может служить защитой от негативных внешних факторов и обеспечивать хорошую адгезию. Акриловая грунтовка быстро впитывается и высыхает спустя пару часов. Акриловая грунтовка не обладает резким сильным запахом. Подходят для выполнения работ по грунтовке древесины, бетона, кирпича, цемента, ДВП, ДСП.

На основе алкидных смол
Алкидная грунтовка позволяет улучшить адгезию древесины для выполнения дальнейших работ. Для нее характерен отчетливый запах, высыхает на протяжении 10 – 14 часов. К примеру, алкидная грунтовка подойдет для выполнения декупажа по дереву. Алкидную грунтовку по достоинству оценят те, кто увлекается этим видом искусства и планирует выполнять ремонтные работы. Такой смесью можно обработать древесину, бетон, газосиликатные и керамзитобетонные блоки, кирпич, штукатурку.

Силикон-акриловые
Отлично защищают древесину от воздействия влаги и поддерживают в норме ее внутренний баланс. Представляют собой своеобразную гидроизоляцию для дерева.

Шеллаковые
Являются вариацией на тему грунтовочных смесей. Подходят для работ с сырой древесиной. Помогут провести изоляцию слоев дерева после среза сучков и удаления коры.

Эпоксидные
Эпоксидная и полиуретановая грунтовки являются отделочными красками, которые разбавлены специальным растворителем. Составы полиуретановой и эпоксидной грунтовки различаются, в зависимости от производителя. По мнению специалистов, не могут считаться лучшим вариантов грунтования древесины.

По функциональным особенностям
Антикоррозийные и антисептические.
Помогут защитить дерево от неприятного и часто встречающегося явления коррозии и воздействия насекомых. Грунтовочные смеси частично перенимают такую особенность, поскольку вышеперечисленные моменты являются ключевыми в деле проведения работ по эффективной обработке древесины.

Грунтовка глубокого проникновения.
Она применяется для подготовки уже довольно старых и имеющих рыхлую структуру поверхностей под лак – в частности, пола. Это необходимо, так как верхний слой старой древесины имеет свойство грубеть и отслаиваться.

Грунтовка с лакировкой
Средство, являющееся комбинацией грунтовки и лака. Отлично подходит для обработки деревянного пола и аналогичных покрытий. Способна не только укрепить древесину пола, но и уменьшить расход иных дорогостоящих материалов. Данное средство рекомендовано применять не только для обычного пола, но и для паркета.

Средство с гидроизолирующими свойствами
Позволяет надежно защитить древесину от попадания и разрушительного воздействия влаги.

Универсальные
Эти грунтовки сочетают в себе все вышеперечисленные качества. Парадокс состоит в том, что в случае индивидуального сравнения такая продукция не выдерживает конкуренции со специализированными грунтовками.

Как выбрать грунтовку с учетом финишного покрытия:
— если в дальнейшем будет использоваться лак на основе растворителя или полиуретана, то в состав грунтовки обязательно должен входить растворитель.
— при использовании водно-дисперсионных лаков необходимо использовать акриловую или другую (например, меловую) грунтовку на водной основе.

Итак, выбор грунтовки для деревянного пола или мебели, проведения наружных работ – дело ответственное. Универсальные средства подойдут для быстрой и эффективной обработки поверхностей под лак, покраску либо отделку. Они не имеют специфического неприятного и вредного для здоровья человека запаха и довольно быстро сохнут. Грунтовочная смесь глубокого проникновения необходима для преображения старой древесины.
Как наносить грунтовку.
Нанесение грунтовочного слоя – элементарная задача, с которой справится даже ребенок. К средству всегда прилагается инструкция по использованию с указанием способа и условий нанесения. Важнее правильно подготовить поверхность, особенно при обработке старой древесины.
Для этого её очищают от всех возможных загрязнений: пыли, жирных пятен, битума, старой краски. Удаляют ненужные гвозди и шурупы.
При необходимости – шлифуют наждачной бумагой или специальным инструментом. Если для очистки использовалась вода, поверхность необходимо хорошо просушить.
Только после этого можно приступать к грунтованию, используя для этого кисть, валик или пульверизатор.
Обратите внимание! Первый слой грунтовки для дерева перед покраской должен быть максимально текучим, чтобы состав заполнил все микротрещины. Разбавляйте её в соответствии с указаниями производителя.
Чтобы не допустить ошибок, старайтесь соблюдать следующие правила:
Обрабатывать любые поверхности, в том числе и деревянные, грунтовкой следует при невысокой влажности и положительной температуре воздуха. Лучше всего состав сохнет в диапазоне температур от 5 до 30 градусов;
Важно. При сильной жаре грунтовка высохнет очень быстро, но не успеет пропитаться на достаточную глубину, что снизит качество обработки.
Для обработки таких материалов, как фанера или древесно-стружечные плиты, следует применять грунтовку глубокого проникновения и наносить её в 3-4 слоя;
Каждый слой перед нанесением следующего должен окончательно просохнуть;
Чем больше слоев грунта вы нанесете, тем глубже пропитается материал;
Под последующую окраску не обязательно наносить дорогостоящий грунт. Качество обработки можно повысить, увеличив количество слоев.
Заключение.
Теперь вы знаете, чем грунтовать дерево перед покраской, для чего и как это делать. Даже если древесина не нуждается в защите, и будет эксплуатироваться в сухом и отапливаемом помещении, грунтовочный слой улучшит качество финишной отделки и позволит сэкономить на дорогостоящих материалах.

Источник

Оцените статью